Новости
На самом деле каждый бизнесмен, открывая свое дело или начиная новый проект, безусловно, думает о рисках, как минимум о риске потери вложенных денег и закрытия бизнеса, но не всегда, даже в крупных компаниях, системно занимаются выявлениями возможных рисков, их оценкой, анализом и тем более документированием. Теперь это является требованием. Что же такое риск-менеджмент? Как его применять? Как осуществлять оценку рисков? Как идентифицировать риски? Какие инструменты управления рисками существуют? Что дает нам управление рисками? Риск-менеджмент является частью стратегического менеджмента организации и тесно переплетается с понятием контекста организации, т.е. бизнес-среды, сочетания внутренних и внешних факторов и условий, которые могут влиять на компанию. Подход на основе рисков является своеобразной ссылкой на серию стандартов ISO 31000 «Менеджмент рисков», где вопрос оценки и предупреждения рисков освещен подробнее. Так, к примеру, в стандарте ISO 31010:2009 Менеджмент рисков. Методики оценки рисков говорится, что менеджмент рисков включает применение логических и систематических методов, касающихся установления контекста организации, идентификации, анализа, оценки, обработки риска, связанного с любой деятельностью, процессом, функцией или продуктом и его анализом. Что такое риск? Риск, с точки зрения стандарта ISO 9004, – влияние неопределенности на результат. Влияние проявляется в отклонении от ожидаемого результата. Неопределённость – это состояние отсутствия информации, относящейся к событию или к вероятности возникновения этого события. Чаще всего риск используют в случаях, когда речь идет о возможных негативных последствиях. Тем самым, мы понимаем, что риски в организации напря- мую перекликаются с контекстом. Иными словами, в но вой версии стандарта риск-ориентированный подход требует, чтобы организация четко понимала среду, в которой она существует, и, исходя из нее устанавливала риски. Контекст* – это условия, бизнес-среда,сочетание внутренних и внешних факторов и условий, в которых функционирует организация. (ISO 9001:2015)
Что такое оценка риска? Оценка риска – это обобщенный процесс идентификации риска, его анализа и вычисления риска. Способ, которым этот процесс применяется, зависит не только от контекста процесса менеджмента рисков, но также и от методов и методик, используемых для выполнения оценки. Оценка риска дает возможность лицам, принимающим решения, и ответственным сторонам лучше понимать риски. Она обеспечивает основу для решений, касающихся наиболее подходящего подхода, используемого для обработок рисков. Результат оценки риска является входными данными для процессов принятия организацией решений. Как идентифицировать риски? Идентификация риска – это процесс выявления, распознавания и регистрации рисков. Целью идентификации риска является установление того, что может случиться или какие могут быть ситуации, которые, возможно, повлияют на достижение целей системы или организации. После того, как риск идентифицирован, организация должна идентифицировать средства управления, включающие, например, конструктивные особенности, персонал, процессы и системы. Согласно ISO 31010:2009, методы идентификации риска могут включать: методы, основанные на свидетельствах, примерами которых являются контрольные листы и оценивание накопленных данных; – систематический командный подход, когда группа экспертов следует систематическому процессу, чтобы идентифицировать риски с помощью структурированного набора указаний или вопросов; – методики индуктивного умозаключения, например, HAZOP (Анализ внештатных ситуаций и рисков). Методики выявления и оценки риска. Риски можно оценивать на уровне организации, а также на уровне подразделений, для проектов, отдельных видов деятельности или специальных рисков. В различных контекстах можно использовать различные инструменты и методики. В стандарте ISO 31010:2009 описано более 30 методик оценки рисков В ТОО "Алматинское бюро по сертификации" функционирует аккредитованная испытательная лаборатория по проведению аттестации рабочих мест и экспертизы строительных материалов и конструкций. ТОО «Алматинское Бюро по Сертификации» - победитель фестиваля-конкурса «Выбор Года 2012» в номинации «Центр сертификации».
Особенности при составлении калькуляции затрат в целях определения страны происхождения товара. |
Сертификация систем менеджментаКаждая компания стремится улучшить свою деятельность, будь то увеличение доли рынка, повышение конкурентоспособности, более эффективное управление рисками или повышение степени удовлетворенности потребителей. Системы менеджмента обеспечивают необходимую структуру для контроля и улучшения показателей в конкретной области. Преимущества от сертификации систем менеджмента:
Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента Порядок проведения сертификации систем менеджмента в государственной системе технического регулирования Республики Казахстан регламентируется государственными стандартами СТ РК 3.15.1-2009 «Сертификация систем менеджмента. Основные положения», СТ РК 3.15.2 «Сертификация систем менеджмента. Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента». Процесс сертификации системы менеджмента состоит из 4 этапов.
1. Организационный этап
Заявитель подает заявку в орган по подтверждению соответствия (далее - ОПС) с необходимым пакетом документов для проведения сертификации. После предварительного анализа заявки и представленных документов, ОПС принимает решение о возможности проведения работ по сертификации и в случае положительного решения заключает договор с заявителем.
2. Сертификационный аудит
На этом этапе назначенная ОПС группа по аудиту выезжает на предприятие заявителя для проведения аудита «на месте». Аудит «на месте» проводится согласно утвержденной директором ОПС программы и плана аудита, предварительно согласованной с заявителем. Результаты аудита, выводы и рекомендации группы по аудиту оформляет в виде акта по аудиту, один экземпляр которого передается заявителю. При обнаружении несоответствий группа по аудиту назначает корректирующие мероприятия по их устранению. Выполнение заявителем корректирующих мероприятий обязательно. Решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата принимается ОПС на основании рассмотрения отчета по аудиту и результатов выполнения корректирующих мероприятий. При положительном решении ОПС оформляет сертификат соответствия системы менеджмента установленного образца. Сертификат соответствия системы менеджмента выдается сроком на 3 года.
3. Инспекционные аудиты. Инспекционный аудит проводит ОПС, выдавший сертификат, в течение всего срока его действия, не реже одного раза в год. При инспекционном аудите общий объём проверки составляет одну треть процессов системы менеджмента.
Если заявитель отказывается от проведения инспекционного аудита или препятствует проведению инспекционного аудита, ОПС вправе аннулировать ранее выданный сертификат.
Если при инспекционном аудите установлено, что заявитель продолжает соответствовать требованиям на систему менеджмента, ОПС оформляет решение о подтверждении действия сертификата.
4. Ресертификация
Ресертификацию проходят заявители по окончанию срока действия сертификата. Процедура ресертификации аналогична проведению сертификационного аудита, описанного выше. Заявка на ресертификацию подается в ОПС, проводивший первичную сертификацию за 2 месяца до окончания срока действия сертификата соответствия. На основании положительных результатов ресертификационного аудита взамен действующего сертификата оформляется новый, при этом сохраняется номер предыдущего сертификата.
5. Расширение области сертификации систем менеджмента
Область сертификации расширяют при изменении:- стадий жизненного цикла в рамках группы однородной продукции, применительно к которой была сертифицирована система менеджмента;- номенклатуры продукции, выпускаемой организацией.Держатель сертификата, желающий расширить область сертификации, направляет письмо-обращение в ОПС.Если при расширении области сертификации в неё включается продукция, группа КПВЭД ГК РК 04-2008, которой отличается от группы КПВЭД продукции, включённой в область сертификации ранее, то процедура расширения области сертификации соответствует разделу 5 настоящей инструкции.Если при расширении области сертификации в неё включается продукция, группа КПВЭД ГК РК 04-2008 которой не отличается от группы КПВЭД продукции, включённой в область сертификации ранее, то для расширения области сертификации системы менеджмента необходимо провести инспекционный контроль. При составлении программы и плана инспекционного контроля необходимо учесть расширяемую область сертификации.На основании отчёта по результатам инспекционного аудита орган по подтверждению соответствия СМ оформляет решение о расширении области сертификации и взамен действующего сертификата соответствия системы менеджмента оформляется новый, учитывающий прежнюю и расширенную область сертификации. При этом сохраняется номер и срок действия сертификата соответствия системы менеджмента, а дата выдачи совпадает с датой принятия решения о расширении области сертификации.Предыдущий сертификат соответствия системы менеджмента возвращается организацией в ОПС СМ.
6. Сокращения области сертификации
Сокращение области проводится по инициативе:
- держателя сертификата;
- органа по подтверждению соответствия СМ по результатам инспекционного аудита, ресертификации либо при получении информации об изменениях в системе менеджмента организации, которые могут повлиять на выполнение требований, предъявляемых при сертификации.В случае сокращения области сертификации по инициативе держателя сертификата последний направляет в орган по подтверждению соответствия СМ письмо-обращение с указанием исключаемого вида продукции или исключаемых стадий жизненного цикла продукции.На основании письма-обращения держателя сертификата ОПС СМ принимает решение о сокращении области сертификации.Рекомендации о сокращении области сертификации по инициативе ОПС оформляют в виде акта.На основании принятого решения взамен действующего сертификата соответствия системы менеджмента оформляется новый, с сокращённой областью сертификации. При этом сохраняется номер и срок действия сертификата соответствия системы менеджмента, а дата выдачи должна совпадать с датой принятия решения о сокращении области сертификации. Предыдущий сертификат соответствия системы менеджмента возвращается в ОПС СМ.
7. Оформление дубликата сертификата соответствия СМ
В случаях утери заказчиком подлинника сертификата соответствия ОПС СМ может выдаваться его дубликат. Для этого заказчик представляет следующие документы:
1. письмо-заявление об утере подлинника сертификата и выдачи его дубликата на имя директора ОПС;
2. опубликованное объявление в газете об утере сертификата, с приложением документов, подтверждающих оплату объявления. После рассмотрения документов заказчика, ОПС СМ выдает дубликат сертификата с отметкой «Дубликат» в правом верхнем углу и датой выдачи дубликата.
|